Производство и доставка нефтепродуктов

В наше время сырая нефть практически не используется и почти вся идет на переработку. На первых порах становления нефтеперерабатывающей промышленности процесс получения нефтепродуктов сводился лишь к перегонке сырой нефти. Делалось это по принципу получения самогона, и неспроста первыми нефтепереработчиками стали производители алкогольных напитков. Конечный продукт при этом зависел от времени кипения нефти. Аналогично тому, как это наблюдается с крепостью того же пресловутого самогона. Только в случае с нефтью речь шла о температуре горения. В наше время технология переработки нефти представляет собой несравнимо более сложный процесс. Он позволяет получить от нефти все, что она способна дать.

Работа нефтеперегонных заводов состоит из нескольких этапов. Это подготовка нефти к переработке, первичная переработка, вторичная переработка и очистка нефтепродуктов.

При подготовке нефти к переработке из нее удаляют воду и соли, которые в сырой нефти всегда присутствует. Воды может содержаться до 0,1 процента от объема нефти, а солей до 4-ех миллиграмм на литр. Присутствие этих компонентов вызывает коррозию нефтеперегонного оборудования, а полученный продукт при этом не будет отличаться высоким качеством.

В составе нефти присутствует множество различных углеводородных соединений. Каждое из них может быть выделено из нефти при определенной температуре нагрева. Именно на этом свойстве основана технология получения из одного сырья нескольких видов продукции. Некоторые нефтепродукты могут быть использованы сразу же после конденсации. Другие же нуждаются в дополнительной обработке. Такие технологии существуют и позволяют получать из нефти больше качественных продуктов и меньше некачественных, таких как мазут и асфальт.

Нефтеперерабатывающие заводы по возможности стараются строить вблизи месторождений, однако это не всегда получается. К примеру, строить НПЗ в малонаселенных районах Крайнего Севера не имеет смысла, так как там есть колоссальная проблема с рабочей силой. Обычно нефть транспортируют в густонаселенные районы страны и строят там НПЗ. Что касается России, то здесь еще в 70-тых годах прошлого века был закрыт вопрос с размещением НПЗ. Сейчас в стране имеется 27 мощных НПЗ, которые вполне обеспечивают не только внутреннее потребление нефтепродуктов, но и их экспорт. Только два процента российской нефти перерабатывается на минизаводах. Переработка нефти на топливо и масла удваивает ее стоимость, поэтому экспортировать готовый продукт гораздо выгоднее, чем сырую нефть. Химическая же переработка нефти делает ее дороже в три раза. Последняя позволяет получать олефин, спирты, альдегиды, кислоты, лаки, полимеры и многое другое без чего в современной жизни нельзя обойтись.

В давние времена нефть перевозили в обычных деревянных бочках. Сегодня без улыбки об этом нельзя говорить. Современные системы транспортировки нефти представляют собой сложнейшие технологические линии. Ее доставляют большей частью по трубопроводам и в океанских танкерах. Достаточно много нефти перевозится и в железнодорожных цистернах. При всей сложности проводки и эксплуатации нефтепроводов, они обеспечивают самую дешевую поставку нефти. Правда строительство нефтепроводов обходится в гигантские суммы.

В России работают только две компании, занимающиеся транспортировкой нефти и нефтепродуктов. ОАО «АК «Транснефть» транспортирует сырую нефть, а ОАО «АК «Транснефтепродукт» занимается доставкой нефтепродуктов.

Нефть перевозится водным транспортом не только по морям и океанам, но также по рекам и большим озерам. Для этого строятся специальные суда, называемые танкерами. Морские танкеры способны принять на борт до миллиона тонн нефти. Самый крупный в мире это супертанкер Knock Nevis. Его длина от кормы до носа составляет 458,4 метров! Вообще в мире построено морских нефтеналивных судов свыше трех с половиной тысяч.

По железной дороге нефть возят в специальных цистернах, способных в себя вмещать 50, 60 или 120 тонн нефти. Такой способ доставки выгоден там, где нет нефтепроводов. Однако недостатком его является то, что приходится порожние цистерны доставлять к месту погрузки. Такие рейсы для железнодорожников являются убыточными.

Сырую нефть иногда перевозят и в автомобильных цистернах. Обычно это делается в пределах самого месторождения. Другое дело – перевозка топлива. Здесь автотранспорт задействован очень активно.

Наконец, иногда нефтепродукты транспортируют на авиатранспорте. Делается это крайне редко. Обычно бочки с топливом загружают в самолеты для доставки их в удаленные и малонаселенные места. Это, к примеру, научные арктические зимовки или контрольные пункты гидрометеослужбы.